Обществознание

Пояснительная записка.

 

Статус документа

Рабочая учебная программа по обществознанию в 7 классе составлена в соответствии с ФГОС 000, на основании авторской программы А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной «Обществознание», учебника для 7 класса А.Ф. Никитина, Т.И. Никитиной «Обществознание»

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, определяет набор самостоятельных и практических работ, выполняемых учащимися.

Для реализации программы используется учебник: Никитин А.Ф. Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Ф. Никитин. – М.: Дрофа, 2014.

Количество часов на год по программе 35.

Количество часов в неделю 1, что соответствует школьному учебному плану.

 Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Цели.

Изучение обществознания в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

• овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;

• формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Курс обществознания в 7 классе опирается на представление о человеке как существе общественном, включенном в жизнь общества и государства. При этом человек характеризуется и как субъект общественных отношений, специфически проявляющий себя в многообразных взаимосвязях с другими людьми, и как индивидуальность, самостоятельно определяющая свой жизненный путь, постоянно оказывающаяся перед нравственным выбором в различных жизненных ситуациях.

Человек и человеческие отношения рассматриваются с точки зрения гармонизации жизненных установок и целей человека с требованиями, предъявляемыми ему со стороны тех природных и социальных образований, в которые он включен. Такой подход призван помогать гуманизации личности, ее отношений к природе, другим людям, к себе и вместе с тем ориентировать на гуманизацию всей социальной системы.

Курс «Обществознание» для 6 и 7 классов явля­ется пропедевтикой курса «Обществознание» для 8—11 классов. Общая логика распределения в нем учебного материала — линейно-концентрическая. Принцип, объединяющий большинство разделов всех курсов, — антропоцентрический. Одни темы являются оригинальными, другие служат введе­нием к раскрытию родственных тем в последую­щих курсах. Работая по курсу «Обществознание», школьники получают образовательную информа­цию, которая, во-первых, помогает им легче, есте­ственнее «войти» в содержание последующих кур­сов в конце основной и в средней школе, а во-вто­рых, имеет выраженное воспитательное значе­ние.

Дидактические особенности учебников разнооб­разны и соответствуют специфике возраста. Для каждого класса предусмотрены свои формы и приемы трансляции учебного материала. Однако во всех учебниках автор придерживался следую­щих принципов: максимально доступное изложе­ние самых непростых положений с учетом «зоны ближайшего развития» школьников (позволяю­щей забегать немного вперед, «подтягивая» ин­теллектуальные возможности учащихся к разумному максимуму); энциклопедизм (посильный) организации материала; опора на самостоятельное мышление учащихся; сдержанный плюрализм из­ложения точек зрения по общество- и человековедческим вопросам, возможность выбора матери­ала, раскрывающего ту или иную тему; макси­мально доступная для учебника литературность текстов, несущих образовательно-воспитатель­ную нагрузку. Литературный текст, имеющий в своей глубинной основе диалог, способен проник­нуть в душу ребенка, оставить там благодатный след.

С учетом общей логики построения курса как пропедевтического и в определенной степени вос­питательного, а также возрастных особенностей учащихся 6 и 7 классов и общедидактических принципов определены основные темы курса «обществознание»: вопросы этики и нравственного становления человека, первоначальные знания об обществе, стране, государстве, взаимоотношени­ях между людьми, нравственно-правовых нормах и правилах общественной жизни, правах ребенка. Значительное внимание уделяется профилактике асоциальных явлений, таких, например, как пра­вонарушения и наркомания.

В учебнике для 7 класса каждый параграф на­чинается с достаточно основательного учебного текста, который учащиеся должны изучить дома. Тексты, которые предлагается «прочитать и обсу­дить», усваиваются в классе с помощью учителя. Оптимально работу по составлению определений понятий проводить в школе, корректируя ответы учащихся. Задачи могут выполняться как дома, так и на уроке. Проведение игры по каждой теме и обсуждение предложенных вопросов в какой-то мере взаимозаменяемы. Тем не менее целесооб­разно осуществлять и то и другое. Не следует иг­норировать работу по «ежемесячным чтениям». Учащиеся могут обменяться своими вопросами, впечатлениями и комментариями. Естественно, что для работы по всем параметрам каждого па­раграфа потребуется не менее 2 часов учебного времени.

В целом представленный материал дает воз­можность успешно решить на этом этапе проблему обществоведческого (и гражданского) образования школьников. Неоднозначность актуальных идей, составляющих содержание учебников, будет пробуждать у учащихся стремление к самостоятель­ному осмыслению жизненно важных проблем, поиску неординарных решений и в то же время формировать понимание длительности и значи­тельности того пути, который пройден человечест­вом в познании тайн бытия, особенностей внутрен­него мира человека и окружающей его действи­тельности.

Учебный материал курса обществознания 7 класса состоит из двух тем. Первая «Твои неотъемлемые права» раскрывает основы прав ребенка и гражданина России, помогает понять суть прав и научиться использовать свои права в различных сферах общественной жизни.Хочу такой сайт

Вторая тема «Под защитой права» помогает понять каким образом можно защитить свои права, какие структуры обязаны следить за реализацией и защитой прав личности. С целью более подробного ознакомления с темой «Твои неотъемлемые права», необходимо увеличить число часов на ее изучение. Так как это позволитрасширить  представления учащихся об их правах.

 

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая учебная программа по обществознанию в 7 классе предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

• сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• владение такими видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности и на уроках и в доступной социальной практике:

- на использование элементов причинно-следственного анализа;

- на исследование несложных реальных связей и зависимостей;

- на определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

- на поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

- на перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

- на объяснение изученных положений на конкретных примерах;

- на оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей

среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

- на определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Курс Обществознания 7 класса содержит минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания человеком самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

В ходе осуществления контроля предусматривается проведение различных видов уроков, в том числе практикумов, тестирования, уроков-диспутов, аналитических контрольных работ, терминологического диктанта, собеседований и др.

Применение информационных технологий я рассматриваю как один из эффективных способов организации учебного процесса. Это касается прежде всего составления обучающимися уроков-презентаций, защиты проектов и т.п.

Компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучающихся, росту их познавательной активности, что очень важно при компетентном подходе к обучению.

На занятиях целесообразно привлекать текущую информацию, позволяющую раскрывать изучаемые явления социальной действительности на актуальных примерах.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

 
7 ¦¦¦¬¦-TБTБ ¦¦.TВ.¦¬ (скачать)
9 ¦¦¦¬¦-TБTБ, TВ¦¦¦-.¦¬¦¬¦-¦- (скачать)
11-¦¦¦¬¦-TБTБ-¦Ю¦-TЙ¦¦TБTВ¦-¦- TВ¦¦¦-¦-TВ.¦¬¦¬¦-¦- (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 989-453-78-98

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».